В этом году Волгоградской областной Думе исполняется 30 лет. «Одним из приоритетных направлений деятельности регионального парламента на протяжении всей его истории является бюджетное законодательство», — считает председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике Михаил Струк.
«От четко выстроенной бюджетной и налоговой политики зависит дальнейшее развитие региона, решение важнейших социальных и экономических вопросов. Это хорошо понимали депутаты первого созыва Волгоградской областной Думы. В сложнейшие для страны 90-е годы региональный парламент одним из первых среди законодательных собраний субъектов Российской Федерации приступил к формированию областного бюджетного законодательства. Именно тогда были приняты основополагающие законы «О налоговой системе на территории Волгоградской области» и «О бюджетном процессе на территории Волгоградской области», — отметил парламентарий.
В последующие годы развитие и совершенствование бюджетного и налогового законодательства продолжилось. В 1997 году областная Дума приняла закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Волгоградской области», который регламентировал деятельность органов государственной власти региона и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за их составлением и исполнением. Кроме того, в конце 90-х — начале 2000-х годов принимается целый ряд законов, устанавливающих различные виды налогообложения. В их числе — «О ставках налога на прибыль организаций», «О ставках налогов, поступающих в дорожные фонды», «О ставках налога на игорный бизнес», «О налоге с продаж», «О ставках земельного налога».
Важным этапом в развитии бюджетного законодательства стало вступление в силу в 2002 году закона, направленного на правовое регулирование межбюджетных отношений, возникающих между органами государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления.
В 2007 году Волгоградская областная Дума впервые приняла трехлетний бюджет. Переход на новый формат позволил планировать на перспективу бюджетные ресурсы, обеспечил условия для реализации среднесрочных программ и проектов.
Экономический кризис 2008 года внес свои коррективы в бюджетную сферу региона. Областной бюджет на протяжении нескольких лет исполнялся с предельно возможным дефицитом, сокращалась доходная база, значительно выросли объемы внешних заимствований. Возглавивший в 2014 году Волгоградскую область губернатор Андрей Бочаров одной из первых поставил задачу навести порядок в финансово-бюджетной сфере. В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в регионе были приняты меры по обеспечению стабильного роста доходов и оптимизации расходов, введена персональная ответственность руководителей за эффективность расходования средств, ранее взятые коммерческие кредиты замещались бюджетными. Проводимая системная работа получила поддержку федерального центра, позволила вернуть в регион крупных инвесторов. Плотное и эффективное взаимодействие с Правительством России, отраслевыми министерствами и ведомствами способствовало включению Волгоградской области в большинство федеральных программ, привлечению дополнительных средств на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. Значительно выросли и собственные доходы региональной казны. В 2019 году доходная часть областного бюджета впервые превысила 100 миллиардов рублей.
Волгоградская областная Дума неоднократно инициировала обращения в Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство России, направленные на совершенствование бюджетного и налогового законодательства РФ. Все они получили поддержку Южно-Российской Парламентской Ассоциации (ЮРПА). В частности, поднимались вопросы, связанные с деятельностью института консолидированных групп налогоплательщиков, совершенствованием механизма учета и распределения налоговых доходов в связи с введением института единого налогового счета и многие другие. С 2019 года комитет ЮРПА по бюджету, налогам и собственности возглавил председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике.
«Проводимая в последние девять лет работа по обеспечению стабильного роста доходов, сокращению неэффективных расходов, строгому учету налоговых поступлений, созданию благоприятного делового климата дала возможность сформировать запас прочности, который позволил региону сохранить устойчивость бюджетной системы в период пандемии коронавирусной инфекции и усиливающегося внешнего санкционного давления», — сказал Михаил Струк.
Сегодня в установленные сроки и в запланированных объемах продолжается реализация мероприятий нацпроектов и приоритетных проектов развития, сохраняется приоритетность финансового обеспечения на решение задач в области образования, здравоохранения, социальной сферы. В целях поддержки региональной экономики Волгоградской областной Думой был принят ряд законов, предусматривающих различные налоговые преференции. Это и продление действия «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг и применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения; расширение категории объектов, в отношении которых предоставляется инвестиционный налоговый вычет; сохранение пониженных ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и т.д.
«Бюджетная политика региона неизменно нацелена на выполнение в полном объеме всех взятых социальных обязательств, повышение качества жизни людей, независимо от того, где они проживают – в городе или сельской местности, а также темпов роста экономики, инвестиционной и предпринимательской активности», — подчеркнул председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике Михаил Струк.